Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков достигается использованием 4 критериев, предложенных НИИ гигиены и подростков:
- наличие или отсутствие заболеваний,
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- -степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое).
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается обязательно с учетом всех перечисленных критериев.
Дети по результатам медицинских осмотров делятся на 5 групп:
Первая группа - лица, без хронических заболеваний; лица, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения, с соответствующим возрасту физическим и нервно-психическим развитием (здоровые, без отклонений).
Вторая группа - дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но с некоторыми функциональными и морфологическими отклонениями, а также часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Третья группа - дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).
Пятая группа – больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и не проходят массовых осмотров.
Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов:
- генотип популяции;
- образ жизни;
- состояние окружающей среды.
Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Актовый зал | 18-24 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
В соответствии с санитарным законодательством, температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24 градусов Цельсия. Во внеучебное время при отсутствии детей, согласно санитарных правил, в помещениях школы должна поддерживаться температура не ниже 15 градусов Цельсия, а отключение отопления в школе вообще не допускается. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 25. | 1-4 м/с | 1-4 |
- 25-26. | без ветра | 1-4 |
- 25. | более 5 м/с | 1-7 |
- 26-27. | 1-4м/с | 1-7 |
- 28-29. | без ветра | 1-7 |
- 26-27э | более 5 м/с | 1-9 |
- 28-29. | 1-4м/с | 1-9 |
- 30. | без ветра | 1-9 |
- 28-29. | более 5 м/с | 1-11 |
- 30. | 1-4м/с | 1-11 |
- 31 и ниже. | без ветра | 1-11 |
Низкие температуры - это законный повод не ходить в школу. Если местные власти принимают решение об освобождении школьников от занятий, то ребёнок на официальных основаниях может отдыхать от учёбы.